Когда выходили на пенсию в ссср

Главное в статье на тему: "Когда выходили на пенсию в ссср" с профессиональной точки зрения. Если при чтении возникли вопросы или нужно уточнить нюансы, актуальные для 2020 года, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Пенсии в России от Николая II
до Путина

20 — 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 — 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов — 1,5% от населения страны — получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности — около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 — 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее — только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы — доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 — 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка — 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 — 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели — фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 — 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими — вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию — учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся — правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником — обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия — средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей — половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 — 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 — 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий — местного (областного и республиканского) и союзного значения — от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми — в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 — 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.

Источник: http://www.kp.ru/putevoditel/interesnye-fakty/kak-menyalis-pensii/

Когда выходили на пенсию в ссср

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Читайте так же:  Платеж в налоговую не поступил

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Читайте так же:  Верни налог ипотека налоговый вычет

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Источник: http://pfr.pba.su/content/read/55

Как менялся пенсионный возраст в России

14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что пенсионный возраст составит 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Изменения будут вводиться поэтапно.

]

Пенсионное обеспечение по старости было введено 5 января 1928 года в СССР для работников текстильной промышленности. В это же время им был установлен пенсионный возраст: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В 1932 году возрастная планка была введена и для рабочих и служащих других отраслей, которые также стали получать пособия по старости.
А в 1964 году такое право приобрели и члены колхозов. Однако изначально для них возрастной ценз был установлен выше: мужчины могли выйти на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60.

В 1968 году для колхозников был установлен такой же пенсионный возраст, как и для остальных рабочих и служащих страны. На протяжении всего существования советского государства пенсионный возраст не менялся и его изменения не обсуждались.

Впервые в правительстве об увеличении пенсионного возраста стали говорить в 1997 году. В январе Министерство экономики РФ выступило с проектом нового закона «О пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации», в котором предлагалось повысить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60. По словам главы департамента социальной политики ведомства Владимира Понизова, реформа должна была длиться на протяжении 20 лет. Однако законопроект не был принят.

В июле 2000 года Герман Греф, который тогда занимал пост министра экономического развития и торговли России, сообщил, что правительство не планирует повышать в ближайшем будущем пенсионный возраст. При этом подчеркнул, что к этому вопросу, возможно, придется вернуться при плохой экономической или демографической ситуации.

В 2010–2012 годах в правительстве стали регулярно обсуждать повышение пенсионного возраста.
Так, в июне 2010 года занимавший в то время пост министра финансов Алексей Кудрин сообщил о неизбежности реформ из-за низкого соотношения работающего населения к пенсионерам: 128 к 100. Такое же мнение в это время высказал замминистра финансов Сергей Шаталов. В свою очередь, в апреле 2012 года находившийся в должности премьер-министра Владимир Путин заявил о недопустимости повышения пенсионного возраста.

К этому вопросу вновь вернулись в 2015–2016 годах. Дефицит пенсионного бюджета на начало 2015 года составил 623 млрд руб., а через два года по прогнозам мог увеличиться вдвое. По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, его можно было компенсировать либо повышением пенсионного возраста, либо увеличением налогов. С такой же инициативой выступали глава Минэкономики Алексей Улюкаев и министр финансов Антон Силуанов. В ходе прямой линии в апреле 2015 года президент Владимир Путин заявил, что власти сейчас не готовы к реформам, а сами они должны быть связаны с ростом продолжительности жизни, однако изменения неизбежны. В июле того же года вице-премьер Ольга Голодец рассказала, что в планах правительства пенсионная реформа не обсуждается.

Тем не менее с 1 января 2017 года вступил в силу закон о поэтапном (ежегодно по полгода) повышении пенсионного возраста для чиновников. Возрастная планка была установлена на уровне 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Как заявил заместитель главы профильного думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Казаков, целью закона, принятого для госслужащих, является сохранение квалифицированных кадров.

8 мая 2018 года исполнявший в это время обязанности премьер-министра Дмитрий Медведев на заседании Госдумы сообщил, что правительство подготовит законопроект с предложением повысить пенсионный возраст и внесет его на рассмотрение в парламент в ближайшее время. Он отметил, что реформа не проводилась еще со времен СССР, хотя тогда, по его словам, средняя продолжительность жизни была ниже и составляла 40 лет.

Источник: http://vkrasnoznamenske.ru/news/detail/241183/

Советские пенсии: как было при Ленине, Сталине, Хрущеве

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин — 60 лет, для женщин—55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы — 45 руб., а 3-й группы — 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Читайте так же:  Повышение пенсии проработавшим в сельской местности

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан — рабочих и служащих — были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии — 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Источник: http://dislife.ru/articles/view/27213

Пенсии в СССР: от начала до краха, возраст, размер, категории

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, что пенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата в рублях Процент от заработной платы Размер пенсии
до 50 85 40
50 – 60 75 42,5
60 – 80 65 45
80 – 100 55 52
выше 100 50 55

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории

Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Читайте так же:  Положена ли субсидия если есть второе жилье

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Система начислений пенсий в СССР была сложной и громоздкой. Индексация не проводилась многие годы. Увеличилась численность граждан пожилого возраста. Пенсия в 1980 году зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. Падение цен на нефть в середине восьмидесятых сыграло роковую роль с производством и социальными пособиями. Наступил другой мир, в котором обеспечение возрастных людей происходит по другому принципу.

Источник: http://pensioved.ru/obshhie-voprosy/pensii-v-sssr

Новое в блогах

Пенсионный возраст в СССР , был научно обоснован

Пенсионный возраст в СССР , был научно обоснован , на основании биологических возможностей человека . Он не был взят с потолка , как у Путина .

Женщина после 55 лет , а мужчина после 60 лет , не могут полноценно работать .

Организм после отхода ко сну , не мог полноценно восстанавливаться .

Организм , после 8 часов , не мог восстоновится , происходит постепенная разбалансировка , которая затягивается на 10 — 15 лет .

Человек после 60 лет может жить , но уже не может полноценно работать .

Дмаю , что в СССР лучьше понимали , что такое пенсионный возраст . И давали человеку право , достойно прожить и дожить на этом свете .

А не вгонять его в могилу раньше времени , повышением пенсионного возраста , выхода на пенсию .

Что ни говори , но в СССР правители были намного умнее , чем тупой и наглый Путин . с его личным правительством , вами выбранного .

Источник: http://maxpark.com/community/129/content/6386370

Демограф Владимир Тимаков: Когда для мужчин в СССР устанавливали пенсионный возраст в 60 лет, они в среднем жили до 44

Об этом мы поговорили с ведущим демографом Экспертного центра Всемирного русского народного собора Владимиром Тимаковым.

КОГДА МЕНЬШЕ ОДНОГО РАБОТАЮЩЕГО НА ОДНОГО СТАРИКА

— Владимир Викторович, а так ли было нужно проводить пенсионную реформу именно сейчас?

— Это решение на самом деле очень ожидаемое. В России сегодня чуть ли не самый ранний возраст выхода на пенсию в мире, а у нас для этого нет никаких оснований. Исходя из реалий, мы как минимум должны приближаться к среднемировым показателям. Причины, по которым дальше было некуда откладывать пенсионную реформу, лишь во вторую очередь экономические, а в первую — демографические. Сейчас все жарко обсуждают, что в России очень мало живут мужчины, они в среднем умирают в 67 лет, то есть, если пенсионный возраст повысят до 65, им останется жить на пенсии всего 2 года. При этом все забыли, что, когда в СССР в 1932 году устанавливался ныне действующий у нас пенсионный возраст, продолжительность жизни мужчин была всего 44 года!

— Без шансов отдохнуть на пенсии, как говорится.

— Шанс есть всегда. Были и те, кто доживал до 80 и до 90. Но в целом до пенсии доживало действительно мало мужчин, тем более что и пенсия была не у всех. Вначале, в 1932 году, она была назначена рабочим, потом служащим, и только в 1964-м все в нашей стране, включая колхозников, стали получать государственные пенсии.

Теперь посмотрим, как в те годы обеспечивалась пенсия. Мы редко задумываемся, откуда берутся пенсионные деньги. Нам кажется, что если человек работал, он заработал себе на пенсию. Но реально деньги, которые отчисляет человек в Пенсионный фонд, не складируются (по крайней мере в нашей системе), а отправляются на обеспечение старшего поколения. А когда сам человек выходит на пенсию, выплаты ему зависят от того, сколько людей будет в то время работать в стране и отчислять со своей зарплаты взносы в Пенсионный фонд. Даже в накопительной системе зависимость от экономической активности следующих поколений все равно очевидна. Чем больше молодежи приходится на каждого старика, тем проще обеспечить пенсии.

— Каким было это соотношение, когда нынешние пенсии установили?

— По переписи населения 1939 года мы видим, что на пенсию выходило чуть больше 300 тысяч мужчин, а на смену им приходило почти 1,5 миллиона 18-летних парней. То есть пять человек становились к станкам на смену одному уходящему. Такая армия трудоспособной молодежи без особого труда могла обеспечивать пенсионное содержание. А сейчас у нас каждый год выходит на пенсию более 2 миллионов мужчин и женщин. Это люди, родившиеся в конце 50-х — начале 60-х годов, — самое многочисленное поколение в русской истории. В те годы в СССР был пик рождаемости, к которому мы еще чуть-чуть приближались в «трезвые» 86 — 87-й годы. При этом на смену им приходит самое маленькое поколение в русской истории — люди, родившиеся во второй половине 90-х, когда рождаемость упала до 1,2 — 1,3 миллиона человек год. И тут не получается даже одного работающего, пришедшего на смену свежеиспеченному пенсионеру. И это критическая ситуация! Она, конечно, не создана нынешним правительством, а заложена нашей неблагоприятной демографией конца ХХ века.

Ни в одной стране мира нет такой тяжелой обстановки — такого соотношения уходящих и приходящих. И при этом практически нигде (за редким исключением) нет такого раннего выхода на пенсию. Часто приводят в пример Китай , но там, как и у нас в 30-е годы, многие вообще не получают пенсию. А в странах, где все получают пенсии с 55 и 60 лет, например в Узбекистане и Турции , демографический бум. Когда узбекская женщина в 55 лет выходит на пенсию, у нее уже в среднем четверо взрослых работающих детей. При этом Узбекистан недавно все равно принял решение о повышении пенсионного возраста, потому что это выгоднее для экономики.

Сколько надо работать, чтобы обеспечить один год в старости Фото: Алексей СТЕФАНОВ

«НЕ РОЖАЛА — ДОЛЖНА ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ ПОЗЖЕ!»

— Можно ли было еще хоть на сколько-то оттянуть повышение пенсионного возраста?

— Вопрос в эффективности. Можно откладывать и не увеличивать размер пенсий. Понравится это пенсионерам? Думаю, не очень. Можно откладывать и увеличивать размер отчислений в Пенсионный фонд — вместо 20% ввести 25. Но это не понравится экономике. Она начнет «чихать» и замедлит рост.

— А вам не кажется, что правительство слишком сурово к женщинам? Их выход на пенсию переносится на 8 лет, а у мужчин — только на 5!

— Когда для женщин установили выход на пенсию в 55 лет, они фактически работали на трех фронтах. Если женщина не работала на производстве, она пенсию исторически не получала. А если работала, то при этом была матерью и, кстати, не малодетной, как сейчас (в предвоенный период 3 — 5 детей в семье считались нормой), и плюс она была домохозяйкой. Большая часть продуктов тогда создавалась на дому, а не покупалась в магазинах. Женщины работали на огородах, поголовно шили, вязали, чинили — создавали огромное количество вещей на дому. Нагрузка на женщин была огромная, и это было учтено при установлении пенсионного возраста, хотя женщина в принципе живет дольше, чем мужчина — и тогда, и особенно сейчас. Женщина природой создана как существо с дополнительным биологическим запасом прочности, потому что она должна не только свою жизнь, но еще и жизнь детей сохранять.

— А еще женщины меньше пьют и гуляют, чем мужчины!

— Насчет пьют — вопрос сложный. У нас привыкли раннюю смертность мужчин объяснять алкоголизмом, но на самом деле это не совсем так. Во всем мире, даже в странах с малым употреблением алкоголя, женщины живут дольше, чем мужчины (за исключением ряда исламских стран, где мужчины в привилегированном положении). Когда женщина в старину рожала столько детей, сколько бог пошлет, она имела шансы умереть раньше, а если она рожает одного-двух детей, то у нее сохраняется очень мощный биологический резерв. Если женщина не рожала ребенка, то я вообще не понимаю, на каком основании она в более привилегированном положении по выходу на пенсию, чем мужчина. Бездетные женщины в этом плане ничем не отличаются от мужчин, кроме того что в среднем живут на 10 лет дольше.

Читайте так же:  Новый закон о перерасчете пенсии за детей

Вот если же женщина многодетная, то, на мой личный взгляд, не следовало бы трогать ее пенсионный возраст, тем более что у нее и внуков будет много и их нужно будет помогать растить. Поэтому я сторонник дифференцированного подхода. Так как пересмотр пенсионного возраста вызван демографическими причинами, родительский вклад надо учитывать!

— В каких странах это применяют?

— Такой опыт был в социалистической Чехословакии . Многодетные чешки выходили на пенсию в 53 года, тогда как бездетные — в 57 лет. Это была одна из мер для повышения рождаемости в стране.

— По-вашему, бездетные женщины должны работать дольше, а мужчины нет?

— И мужчины тоже! Подавляющая часть бездетных мужчин в России — это люди, которые просто не признали своего отцовства. У нас 10 — 15% детей (это примерно 250 тысяч новорожденных в год) официально не имеют отцов. Их отцы в это время где-то себе гуляют, потом они пойдут на пенсию, а их дети будут работать, наполнять Пенсионный фонд и содержать своих папаш, которые про них знать не знали. Я считаю, что для тех родителей, которые отказались от своих детей и не платили алименты, нужно сразу поднимать пенсионный возраст. Мы должны прийти к тому, что человек — это важнейшая ценность и родительский вклад, если не просто родил, а именно воспитал ребенка, — не менее важный вклад, чем трудовой. Нынешняя демографическая проблема во многом порождена тем, что в нашей стране недооценивали родительский труд и люди экономили на рождении детей.

ЕВРОПЕЙЦЫ К СЕРЕДИНЕ ВЕКА СМОГУТ ЖИТЬ ДО 90 ЛЕТ

— И все-таки парадокс: у нас в стране много нефти и газа, а пенсионеров прокормить не можем.

— В ситуации, когда у нас очень мало молодежи и много пенсионеров, даже если мы все доходы от нефти и газа пустим на пенсионные нужды, этого все равно недостаточно. Кроме того, у нас не такой уж нефтяной и газовый Клондайк. В России почти 150 миллионов жителей, и если мы разделим свои нефтегазовые доходы на это число, то получится раза в 4 меньше, чем в Саудовской Аравии , и раз в 7 — 8 меньше, чем в Норвегии . Кстати, в той же Норвегии и мужчины, и женщины выходят на пенсию в 67 лет, но при этом и пенсию они, конечно, имеют приличную.

— И живут гораздо дольше!

— Сейчас у нас средняя продолжительность жизни — 73 года (67 — 68 лет у мужчин и 77 — 78 у женщин). По мировым меркам это невысоко, но темпы у нас хорошие: каждые два года у нас практически на год увеличивается продолжительность жизни. И это тоже оказывает давление на Пенсионный фонд. Если ничего катастрофического не произойдет, продолжительность жизни мужчин к 2030 году приблизится годам к 72 — 73. Но мы действительно серьезно отстаем по продолжительности жизни даже от тех стран, которые беднее нас. Позади нас по продолжительности жизни только Индия , Африка и отдельные постсоветские страны — Украина , Туркмения .

— То есть по возрасту выхода на пенсию мы сейчас хотим выйти на уровень развитых стран, но плетемся в хвосте по продолжительности жизни.

— Развитые страны тоже повышают пенсионный возраст: в США обсуждается планка в 69 лет, в Израиле женщины в 62 года выходили — собираются передвинуть на 67. По мере роста продолжительности жизни везде пересматривается и пенсионный возраст. В 70-е годы для развитых стран очень хорошим показателем считалась продолжительность жизни в 70 лет. Сейчас это 80, а к середине века развитые страны могут выйти уже на 90 лет. Соответственно смещается и активный возраст. Если в 70-е в большинстве стран Запада на пенсию выходили в 60 — 65 лет, сейчас в 65 — 67 лет, то, скорее всего, в ближайшие десятилетия поднимут планку до 70.

Другое дело, что нам сейчас приходится повышать пенсионный возраст таким революционным рывком, мы слишком долго ждали и наткнулись на острую нехватку работников. Американская экономика сейчас растет быстрее японской и немецкой (в Японии — по 1% в год, в Германии — в среднем по 1,5%, а в США — 2,5%) исключительно за счет демографических преимуществ. В США по проценту, а то и больше каждый год прибавляется рабочих рук: и мигрантов, и молодежи. Мы пока не можем этим похвастаться, у нас демография — одна из причин экономического замедления.

Средний срок на заслуженном отдыхе Фото: Алексей СТЕФАНОВ

О РАБОЧИХ МЕСТАХ ДЛЯ 50 — 60-ЛЕТНИХ НУЖНО ДУМАТЬ УЖЕ СЕЙЧАС

— Власти пообещали вместе с пенсионным возрастом поднять и размер пенсий. Например, немецкие пенсионеры ездят в круизы по Средиземному морю. Могут ли на подобное рассчитывать и наши старики?

— Россия исторически не была в числе самых богатых стран мира, мы всегда жили беднее, чем Западная Европа и США, и то, что мы сейчас находимся выше среднемирового показателя по уровню жизни, это уже неплохо, это надо как минимум удержать. Да, мы должны стремиться приблизиться к уровню Европы, но это дело десятилетий. А наше стремление постоянно сравнивать себя с Западом создает у нас перманентный стресс. В странах Латинской Америки , многие из которых беднее нас, люди живут дольше. Мне кажется, они просто меньше впадают в стрессы, меньше завидуют и пытаются достичь чего-то недостижимого.

Если мы каждый год будем на 1% сокращать разрыв с Германией — уже хорошо.

— Не спровоцирует ли поднятие пенсионного возраста рост безработицы? Ведь у нас даже в 45 — 50 лет непросто устроиться на работу. Люди могут остаться и без пенсий, и без работы.

— Такая проблема возможна. Экономика быстро меняется, многие профессии умирают, людей все больше заменяют машины. В этом плане поколение несостоявшихся пенсионеров (люди от 55 до 65 лет) будет очень уязвимым. Если человек готов к неквалифицированной работе, то она будет всегда, но не все согласны идти в уборщицы и дворники после того, как были инженерами и бухгалтерами. Государство должно поддержать людей, которым за 50, создать условия для того, чтобы они могли вписаться в новый рынок труда. И для этого нужно принимать специальные меры, иначе будет много неустроенных.

В ТЕМУ

Изменится не только возраст выхода на отдых, но и сам принцип начисления пенсии

Нынешняя система, с расчетами в баллах, плохо работает и не понятна

Не успели россияне оправиться от новости о повышении пенсионного возраста, как стало понятно – собираются поменять и подход к расчету размера пенсий. Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что правительство намерено отказаться от балльной пенсионной системы. Она подчеркнула, что это сложное решение, но его придется принять. (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зачем нам повышают пенсионный возраст

Правительство поставило точку в многолетней дискуссии о пенсионном возрасте. Многие эксперты давно говорили, что это пора сделать. Теперь решение принято: пенсионный возраст для женщин повысят с 55 до 63 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет. Законопроект еще должны одобрить в Госдуме . (подробности)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kp.ru/daily/26843/3885028/

Когда выходили на пенсию в ссср
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here