Пенсионная система россии на современном этапе

Главное в статье на тему: "Пенсионная система россии на современном этапе" с профессиональной точки зрения. Если при чтении возникли вопросы или нужно уточнить нюансы, актуальные для 2020 года, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Пенсионная система РФ: понятие, общая характеристика

Система пенсионного характера

Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:

  • обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
  • пенсионное обеспечение государственной направленности;
  • дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Стоит отметить, что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы выступают специальные подсистемы:

  • определенная подсистема финансирования;
  • управленческая подсистема;
  • подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
  • подсистема обеспечения различных видов;
  • подсистема правового характера.

Части пенсионной системы

Достаточно важным является тот момент, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные системы распределительного характера.

Пенсионное обеспечение

Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.

Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.

В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.


Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/pensionnaja-sistema-rf/

​Пенсионная система Российской Федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура пенсионной системы РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

Читайте так же:  Какие годы выгоднее для расчета пенсии

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Источник: http://bankiros.ru/wiki/term/pensionnaa-sistema-rossijskoj-federacii

Тема 7. Пенсионная система России на современном этапе

С 1 января 2002 г. в России осуществлен очередной этап пенси­онной реформы, в связи с чем приняты такие федеральные зако­ны, как: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О го­сударственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. (СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4832, 4831; № 52. Ч. 1. Ст. 4920).

Суть пенсионной реформы состоит в следующем: полностью упразднена распределительная пенсионная система, базирующая­ся на принципах обязательного социального страхования и охва­тывающая застрахованных и их семьи. Вместо распределительной пенсионной системы введена обязательная индивидуальная нако­пительная пенсионная система. Кроме того, в полном объеме сох­ранена ранее закрепленная указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. привилегированная система.

Таким образом, пенсионная система России на современном этапе состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий, закрепленной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», и системы государственных пенсий, закрепленной Федеральным законом «О государственных пенси­ях в РФ». По системе трудовых пенсий сумма пенсионных выплат каждому застрахованному не может превышать суммы страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Это оз­начает, что система обязательного социального страхования из системы коллективной, солидарной защиты превратилась в свой антипод — систему индивидуальной защиты и, как следствие это­го, трудовые пенсии исключены из числа государственных пен­сий. Виды трудовых пенсий: по старости, инвалидности и по слу­чаю потери кормильца. Структура этих пенсий состоит из сле­дующих частей: базовой, страховой и накопительной, а пенсия по случаю потери кормильца состоит только из базовой и стра­ховой.

Базовая часть трудовых пенсий устанавливается в твердом раз­мере, который не зависит ни от продолжительности страхового стажа, ни от величины пенсионного капитала. Пенсионный капи­тал по состоянию на 1 января 2002 г. определяется путем конверта­ции пенсионных прав застрахованного. Механизм конвертации закреплен в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Страховая и накопительные части трудовой пенсии зависят от величины пенсионного капитала, продолжительности ожидае­мого периода получения пенсии, которая составляет 228 месяцев, а у инвалидов также и от нормативной продолжительности имею­щегося страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются в соответствии с Феде­ральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Виды государственных пенсий: пенсии за выслугу лет, пен­сии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю поте­ри кормильца и социальные пенсии. Пенсия за выслугу лет назна­чается в соответствии с данным законом федеральным государ­ственным служащим и военнослужащим; пенсия по старости, ин­валидности и по случаю потери кормильца назначается гражда­нам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; военнослужащим назначается пенсия по инвалиднос­ти, а их семьям пенсия по случаю потери кормильца; участникам ВОВ по данному закону назначается только пенсия по инвалид­ности. Социальная пенсия назначается другим нетрудоспособным гражданам.

Указанным законом предусмотрен перечень граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий (ст. 3, п. 3). Дан­ный перечень необходимо хорошо знать.

Изучая нормы института «Пенсионное обеспечение», необхо­димо ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникаю­щих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией граж­данами права на трудовые пенсии».

Источник: http://studfile.net/preview/5551921/page:13/

2. Пенсионная система России на современном этапе.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования, являющегося основной частью системы социального страхования и представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения. Специфика этой системы — осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Пенсионное обеспечение, в свою очередь, должно быть ориентировано, во-первых, на удовлетворения материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду. На уровень пенсионного обеспечения в конкретный период времени в равной мере влияют социально-экономическое положение страны, демографическая ситуация, система оплаты труда, налоговое законодательство. Иными словами, размер и условия выплаты пенсий отражают все стороны жизни современного общества.

В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называется механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержит пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения.

Как известно, 1 января 2002 г. В Российской Федерации идет реформирование пенсионной системы. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а работодателей за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсии не давала работнику возможности зарабатывать нормальную пенсию, так как она лишь перераспределяла средства между группами граждан с различным уровнем доходов. Предполагаемая в ходе реформы пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их заработной платы и уплаченных пенсионных взносов.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работы работника, как в старой модели, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. При такой схеме взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход, до тех пор, пока плетельщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая обеспечит выплату пенсии.

Читайте так же:  Зюганов о повышении пенсионного возраста в россии

Это должно стимулировать работников и, следовательно, работодателей к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и выведению скрытой части заработной платы из тени, тем самым, увеличивая поступления средств для выплаты пенсий пенсионерам.

Необходимость проведения пенсионной реформы в Российской Федерации была вызвана также и расточительным характером действующего пенсионного обеспечения. Многочисленные льготы и привилегии, установленные для отдельных категорий работников (условия выхода на пенсию и ее оплаты; введение всевозможных надбавок и повышений; установление льготно периода исчисления стажа; включение в стаж, наряду с работой, иных периодов и т.п.), превратились в один из существенных факторов, приводящих к низкому уровню размеров пенсии. Чтобы повысить уровень пенсионного обеспечения объективной дифференциации размеров пенсий нужно устранить неоправданные «излишества» (нестраховые льготы и привилегии) пенсионной системы.

Как показали результаты проведения реформы, в настоящее время положение пенсионеров не улучшилось. Если в 2002 г. Средний размер пенсии составлял 32% от средней заработной платы, то в настоящее время — всего 25%.

На сегодняшний день многие пенсионеры продолжают работать, так как прожить на пенсию, размер которой ниже прожиточного уровня, невозможно. Поэтому добровольное продолжение трудовой деятельности должно привести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат.

Расходы на пенсионное обеспечение — это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили до 47 % по отношению к расходам федерального бюджета.

Как уже было отмечено, источником покрытия этих расходов являются страховые взносы в виде Единого Социального Налога одновременно с получением в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.

Бюджет Пенсионного фонда относится к динамичной категории. Он обладает характерными особенностями и изменяется под воздействием самых различных социально-демографических и территориальных факторов.

Во-первых, доходная часть бюджета Пенсионного фонда может постоянно расти по мере создания новых предприятий, новых рабочих мест, осуществления деятельности, связанной с увеличением доходов, облагаемых ЕСН.

Во-вторых, снижение базовой ставки ЕСН (с14 до 6%) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может привести к нарушению текущей сбалансированности Пенсионного фонда в части обеспечения средствами ЕСН затрат на выплату базовой части трудовых пенсий. В этом случае возникает необходимость реагирования и устранения такого дисбаланса. Так, например, в доходной части бюджета Пенсионного фонда на 2006 г. учтены средства федерального бюджета на покрытие недостатка средств базовой части пенсии в сумме 183,9 млрд руб. и страховой части трудовой пенсии в сумме 74,5 млрд руб. Ярбилова,

В-третьих, в бюджете Пенсионного фонда на отдельные годы могут быть предусмотрены средства федерального бюджета на финансирование дополнительного ежемесячного материального обеспечения и улучшения материального положения некоторых категорий граждан, имеющих особые заслуги перед родиной (в 2006 г. такая сумма достигла до 14,8 млрд руб.)

В-четвертых, начиная с 2007 г. уже не планируется отвлечение средств Пенсионного фонда на оказание адресной поддержки неработающим пенсионерам, на оказание дополнительной медицинской помощи, поскольку на финансирование указанных мероприятий предусмотрены средства федерального бюджета, которые поступают в Фонд обязательного медицинского страхования.

В-пятых, в доходной части бюджета Пенсионного фонда также учитываются средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов, доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисляемые управляющим компаниям в соответствии с законодательством РФ.

В расходную часть бюджета Пенсионного фонда включаются лишь те затраты, которые уменьшают общий объем пенсионных накоплений на конец планируемого периода.

Российской пенсионной системе присущ голографический способ фиксации предметов материального мира, т.е. она отображает весь спектр явлений социально-экономической жизни страны: размер территории, численность населения, уровень доходов, систему налогов, состояние рынка труда, структуру гражданского обеспечения общества и государственных органов власти и тд. По этому реформировать пенсионную систему, не затрагивая всех социально-экономических составляющих общества, практически невозможно.

Источник: http://studfile.net/preview/3857525/page:23/

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

08.00.05 УДК 338.2

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Барбашова Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент Соколова Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы»

Щербаков Евгений Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы»

Пензенский филиал «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Пенза (Россия)

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются основные причины актуализации вопроса реформирования пенсионной системы на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации.

Материалы и методы. Оценивается результативность и итоги реформирования пенсионной системы Российской Федерации с использованием статистических и аналитических методов.

Результаты. В настоящее время проводимые реформы предусматривают совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы РФ, реформирование накопительной составляющей, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, а также совершенствование тарифнобюджетной политики.

Обсуждение. Сегодня основу трудовой пенсии гражданина России составляют страховые взносы работодателей на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации. Система социальной защиты населения России претерпела ряд кризисных периодов, которые привели к дефициту денежных средств в бюджете пенсионной системы Российской Федерации. Необходимость разработки и проведения пенсионной реформы назрела еще в 2000 годах, что было обусловлено несколькими причинами. Вопервых, все большее число работодателей умышленно скрывает официальную заработную плату своих сотрудников. Во-вторых, накопительная часть пенсионных взносов может приносить доход в виде пенсии в гораздо больших объемах по сравнению с действующей системой. В-третьих, в кризисных условиях произошел резкий рост безработицы и ухудшение социально-демографической ситуации. Кроме того, невозможно сопоставить современные условия функционирования российской пенсионной системы и систем ряда развитых европейских государств. Преждевременно заботиться об обеспечении коэффициента замещения, соответствующего международным требованиям, пока уровень заработной платы в стране не идет ни в какое сравнение с уровнем заработных плат большинства европейских граждан.

Заключение. В ходе проведения исследования была поставлена и достигнута цель, выявить перспективы развития данного направления социальной политики государства и сделать выводы о том, к каким результатам могут привести принятые нормы, регламентирующие вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.

Ключевые слова: демографическая ситуация, корпоративное пенсионное обеспечение, коэффициент замещения, коэффициент рождаемости, накопительная пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение, оптимизации расходов, пенсионная система, пенсионное обеспечение, прожиточный минимум пенсионера, реформа, страховые принципы, страховая пенсия.

Читайте так же:  Составные части пенсии по старости

REFORMING THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AT PRESENT

Barbashova Svetlana Alexandrovna, Cand >, Associate Professor

Sokolova Irina Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of «Economics and Finance»

Shcherbakov Eugene Mikhailovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

of «Economics and Finance»

Видео (кликните для воспроизведения).

Penza branch «Financial University under the Government of the Russian Federation» Penza (Russia)

Abstract . Introduction. The article discusses the main causes of mainstream-reforming of the pension system at the present stage of socio-economic development of the Russian Federation.

Materials and methods. Evaluate the impact and results of the reform of the pension system of the Russian Federation, using statistical and analytical methods.

Results. Currently, the reforms provide for the improvement of the formation of pension rights in the distribution of the RF component of the pension system, the reform of the drive-term component, the development of corporate pension schemes, as well as the improvement of tariff and fiscal policy.

Discussion. Today, the foundation of the retirement pension of a Russian citizen up premiums rabotoda-teley for compulsory pension insurance, which is paid to the Pension Fund of the Russian Fede-portable radio. social security system of Russia’s population has undergone several periods of crisis, which led to a shortage of funds in the budget of the pension system of the Russian Federation. The need for developm-ki and overdue pension reform back in 2000, which was due to several reasons mi. Firstly, a growing number of employers deliberately hiding the official salaries of their employees. Secondly, the accumulative part of pension contributions can generate income in the form of pension-Sec large volumes compared to the current system. Third, in a crisis there was a sharp increase in unemployment and worsening socio-demographic situation. In addition, it is impossible to compare the modern conditions of the Russian pension system and the systems of a number of developed European countries. It is premature to worry about ensuring the replacement rate, the relevant international standards, is the level of wages in the country does not go to any comparison with the level of wages of the majority of European citizens.

Conclusion. In the course of the study was set and achieved the goal to identify the prospects for development of this area of social policy and to draw conclusions about what the results may lead the accepted norms governing issues of pension provision of Russian citizens.

Keywords: demographics, corporate pensions, the coefficient replaced-tion, fertility rate, funded pension, private pension provision, optical-minimization of costs, the pension system, pension benefits, a living wage of the pensioner, refor-ma, insurance principles, insurance pension.

Источник: http://studfile.net/preview/10905797/

Методические указания «Пенсионная система России на современном этапе»

Система пенсионного обеспечения России находится в сложной стадии развития, когда можно констатировать ряд негативных тенденций в правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Современное состояние пенсионного обеспечения вызывает обоснованную тревогу у экономистов, юристов, общественных организаций и у всего населения в целом. Главная социальная проблема – борьба с бедностью престарелых, инвалидов, семей с детьми, потерявших кормильца и более справедливое выравнивание доходов значительной части населения на современном этапе развития общества государством не решены, кроме повышения заработной платы представительного органа страны до 420 тысяч рублей с сентября 2014г., которым повысили заработную плату до уровня федеральных министров.

Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения населения. В России насчитывается около 39 миллионов получателей пенсий большинство из них – получатели трудовых пенсий, которая является основным, а зачастую и единственным источником их существования. Именно это обстоятельство предопределяет особую значимость системы пенсионного обеспечения. В современной пенсионной системе нет соразмерения пенсий ни с величиной получаемой прежде заработной платы (согласно МОТ такой коэффициент замещения пенсий зарплатой составляет 40%, а по европейским стандартом 55%, в нашей стране в среднем он не дотягивает и 25%.

Переход в 2002 году на принудительную накопительную систему, когда будущая пенсия гражданина полностью зависит от успешности ПФР и управляющих компаний в инвестировании изъятых у работающего населения и нынешних пенсионеров накоплений. Сотни миллиардов рублей не достаются нынешним пенсионерам. Государство обещает вернуть через десятилетия нынешней молодежи в виде накопительной части их трудовой пенсии, без гарантии сохранения их покупательской способности.

Возложение на систему обязательного пенсионного страхования несвойственных, излишних функций и расходов, которые во всем мире оплачиваются из государственного бюджета, а не за счет страховых средств (доставка пенсий, оплата труда работников ПФР, содержание пенсионеров в домах престарелых, оплата медицинской помощи) приводит к созданию искусственного дефицита средств, к нерациональному их использованию.

В то же время, по сравнению со многими странами, необходимо отметить такое достоинство российского пенсионного обеспечения, как охват данного вида социального обеспечения всего населения страны (из 140 миллионов населения около 39 млн. являются участниками данного правоотношения, что делает ошибки в правовом регулировании этой сферы особо опасными и непредсказуемыми в своих последствиях для социального мира, экономии страны и жизни лиц, нуждающихся в поддержке. Принятый ФЗ от 21 июля 1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» лишь усугубил положение дел в отношении работающих пенсионеров, для которых был установлен новый механизм исчисления размеров пенсий – с 1 февраля 1998г. был введен индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП).

Суть пенсионной реформы состоит в следующем: практически полностью упразднена распределительная пенсионная система. Кроме того, в полном объеме сохранена ранее закрепленная Указом Президента РФ от 16 февраля 1995г. привилегированная система для государственных служащих.

Таким образом, пенсионная система России на современном этапе состоит из двух самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий, закрепленных в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и системы государственных пенсий, закрепленной в ФЗ «О государственных пенсиях в РФ». По системе трудовых пенсий сумма пенсионных выплат не может превышать суммы страховых взносов, учтенных на его индивидуальном счете. Таким образом, система обязательного социального страхования из системы коллективной, солидарной защиты превратилась в свой антипод — систему индивидуальной защиты и, как следствие этого, трудовая пенсия исключена из числа государственных пенсий. Существенное отличие трудовой пенсии от государственной – это источник финансирования. Государственная пенсия по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», финансируется исключительно из федерального бюджета, то трудовая пенсия в первую очередь связана со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируется по смешанному, преимущественно страховому принципу.

Читайте так же:  Налоговая база и масштаб налога

Государственная пенсия назначается в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Виды государственных пенсий: пенсии за выслугу лет, (назначаемая госслужащим), пенсии по старости, инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца (назначаются гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; военнослужащим по призыву назначается пенсия по инвалидности, а их семьям – пенсия по случаю потери кормильца; участникам ВОВ по данному закону назначается только пенсия по инвалидности. Социальная пенсия назначается другим нетрудоспособным граждан (детям, инвалидам, престарелым, не имеющим права на трудовую пенсию). Указанным законом предусмотрен также и перечень граждан, имеющим право на одновременное получение двух пенсий (ст.3,п.3).

Следует обратить внимание на то, что пенсионные накопления выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в законе. К сожалению, такой порядок до сих пор не установлен. Помимо прямого замалчивания самой возможности получить указанные суммы, это сводит на нет редкие попытки требований выплаты пенсионных накоплений со стороны членов семей умерших молодых и зрелых работников (соответствующие заявления граждан просто складируются), что вынуждает членов семьи умершего обратиться в суд с исковым заявлением к ПФР о выплате указанных сумм. Таким образом, в н.в. не определен срок, в течение которого следует обращаться за получением пенсионных накоплений и в течение которого надо выплачивать накопления после соответствующего обращения заинтересованных граждан. Также отсутствует правовая норма, предусматривающая, за чей счет должны производиться расходы по пересылке и доставке сумм накоплений. Еще одним примером «заботы» о родственниках умершего является правило, предусматривающее, что в случае смерти застрахованного после назначения накопительной части (например, через месяц после выхода на пенсию) – все пенсионные накопления остаются в ПФР.

Студентам следует обратить внимание на норму, предусматривающую порядок назначения накопительной части трудовой пенсии инвалидам. Ежегодно значительное число работников молодого и зрелого возраста становятся инвалидами, имеется на специальной части лицевого счета пенсионные накопления. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается этим лицам (за некоторым исключением) не ранее достижения ими возраста 55 и 60 для женщин и мужчин соответственно до которого инвалиду дожить, очевидно, проблематично, предусмотренного п.1, ст. 7 Закона о Трудовых пенсиях.

Пенсионные накопления явились одной из главных целей пенсионной реформы, проведенной в рекордно короткие сроки в интересах не социальной, а экономически составляющей пенсионной модели. Это «живые» деньги, которые изъяты из текущей пенсионной системы (т.е. не достающиеся нынешним пенсионерам), размеры которых постоянно растут и в масштабах страны в самом ближайшем будущем достигнут десятки миллиардов долларов) являются своеобразным гигантским скрытым кредитом работающего населения правительству для инвестиционных нужд государства. Оценив новое пенсионное законодательство мы приходим к выводу, что никаких юридических гарантий сохранения в будущем покупательской способности пенсионных накоплений граждан они не предусматривают.

Пенсия за выслугу лет теперь не являются трудовыми, а значительная их часть, связанная с профессиональной деятельностью на работах с особыми условиями труда (работа медиков, педагогов, шахтеров, летчиков и т.д.) стала называться с 2002 года досрочными трудовыми пенсиями по старости.

При изучении системы пенсионного обеспечения необходимо учитывать периодически изменяемые размеры трудовых пенсий. Так, ФЗ от 14 февраля 2005г. № 3-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий в 2005 году установил новые размеры всех базовых частей трудовых пенсий. Однако после соответствующих периодических индексаций их размер уже значительно выше указанного в данном законе.

Следует также при изучении данной темы обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в которых содержатся ответы на некоторые сложные вопросы пенсионного обеспечения.

Следует учесть, что очень многие положения пенсионного законодательства должны применяться с учетом соответствующих постановлений (определений) Конституционного Суда РФ, с которыми также следует ознакомиться.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_101987_metodicheskie-ukazaniya-pensionnaya-sistema-rossii-na-sovremennom-etape.html

Структура пенсионной системы РФ

Структура современной пенсионной системы

В пенсионной системе России на протяжении нескольких последних лет, происходит ряд событий и изменений, которые касаются всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Структура пенсионной системы в Российской Федерации (схема)

Структура пенсионной системы Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Структура пенсий в РФ

Пенсия в России состоит и двух частей: страховой и накопительной. Страховая пенсия — это часть пенсии, которую обеспечивает государство в лице Пенсионного фонда. Для того чтобы ПФР мог ее платить, предприятия-работодатели отчисляют в фонд определенный процент от зарплаты работника. Эта пенсия индексируется государством на величину инфляции. А если денег на ее выплату не хватает, дефицит ПФР покрывается из бюджета.

Ранее, страховая пенсия назначалась при достижении пенсионного возраста — ранее он для мужчин составлял 60 лет, а для женщин — 55 лет. Но в 2018 году президент России подписал закон о постепенном повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60 лет (таблица 1).

Таблица 1 – График повышения пенсионного возраста в России

Срок выхода на пенсию

Необходимо отметить, что первоначальный законопроект, предусматривающий изменение периода трудоспособности граждан, содержал более жесткий вариант реформы — каждый год увеличение на 1 год (без права досрочного оформления на 6 месяцев раньше в 2019 и 2020 гг.), а также увеличение срока выхода на пенсию для женщин на 8 лет (т.е. с 55 до 63 лет). Но в ходе рассмотрения проекта в Государственной Думе была принята поправка, смягчающая предложенные параметры (предложена она была Президентом В.В. Путиным).

На сегодняшний день против повышения пенсионного возраста настроено не только рядовое население страны, но и парламентарии, подавшие иск в суд, для рассмотрения целесообразности принятого закона. Согласно Конституции изменения, которые вносятся в законодательство с нарушением интересов и прав человека считаются противоправными. Реформа привнесла следующие перемены:

Читайте так же:  Размер пенсии по инвалидности 2й группы

— повышение размера пенсии в среднем на 1000 рублей каждый год, пока не будет достигнут установленный лимит;

— в 2019 году возраст выхода на пенсию повысится на полгода;

— установление льгот для граждан предпенсионного возраста, которые смогут «до самого последнего» трудиться на производстве;

— сохранены некоторые льготы для граждан, чей труд признан вредным и тех, кто служит в силовых структурах.

Сколько в России пенсионеров?

Динамика общей численности пенсионеров в РФ представлена на рисунке 2.

Для чего поднимают пенсионный возраст?

Смысл повышения пенсионного возраста — снизить дефицит средств в ПФР на выплату пенсий, а также повысить уровень государственной пенсии.

Для получения страховой пенсии также необходим стаж работы не менее 15 лет по новым правилам. Повлиять на размер страховой пенсии будущий пенсионер может крайне незначительно — это пассивный доход на старость: получать доход на пенсии можно стабильно, но мало. Особенность страховой пенсии в том, что она формируется в баллах, и каждый год государство решает, сколько будет стоить балл. Стоимость может меняться в зависимости от числа работающих граждан и пенсионеров в стране. Поскольку формулу расчета баллов трудно понять даже матерым экономистам, для подсчета пенсии Пенсионный фонд РФ создал онлайн-калькулятор.

Накопительная пенсия придумана с целью дать возможность будущему пенсионеру увеличить размер пенсионных накоплений. Дело в том, что отчисления, которые работодатель делает на страховую часть пенсии (16% от зарплаты работника) идут на нужды нынешних пенсионеров. А отчисления на накопительную часть (6% от зарплаты) по идее должны накапливаться на пенсионном счете гражданина и использоваться только по достижении им пенсионного возраста.

В зависимости от выбора каждого человека эти отчисления поступают либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в государственный Внешэкономбанк, которые управляют пенсионными вложениями граждан, инвестируя их в акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации и т.д. С 2014 году отчисления в накопительную часть были заморожены. Поэтому пока что все взносы идут на страховую часть пенсии, то есть тратятся на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Счета накопительной пенсии пополняются лишь за счет инвестиционного дохода от ранее перечисленных пенсионных накоплений. Кроме того, при желании можно оформить индивидуальный пенсионный план в НПФ и самостоятельно перечислять часть дохода на формирование негосударственной пенсии.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы.

Методы оценки эффективности пенсионной системы

Оценка эффективности пенсионной системы осуществляется по следующим направлениям:

— показатели параметров пенсионного обеспечения (пенсионный возраст, распространенность досрочного выхода на пенсию, система тарифов страховых взносов, эффективная ставка страховых взносов, правила индексации и формирования пенсионных прав, требования к минимальному страховому стажу);

— показатели оценки уровня жизни пенсионеров (коэффициент замещения, динамика среднего размера пенсии);

— демографические показатели оценки пенсионной системы (соотношение иждивенцев и занятых, продолжительность жизни, вероятность дожития до пенсии);

— экономические показатели воздействия пенсионной системы на экономику на основе сценарного подхода (расходы на пенсионные выплаты в ВВП, пенсионные накопления);

— финансовая сбалансированность пенсионной системы (дефицит бюджета, межбюджетные трансферты, показатели устойчивости бюджета).

Направления совершенствования пенсионной системы в РФ

В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения, представляется более эффективным использование цивилизационной парадигмы (подхода). Суть предлагаемого подхода состоит в том, что умножение и укрепление человеческого ресурса российской цивилизации в ситуации острого дефицита в ней количества и качества человеческого ресурса – в сравнении с другими конкурентными цивилизациями (США, ЕС, Китаем и проч.) – должно стать важнейшей национальной задачей.

В рамках цивилизационной парадигмы приращение человеческого ресурса РФ и российской цивилизации в целом предполагает решение следующих основных задач:

— обеспечение поддержки материнства и детства («пенсия» в данном случае должна учитывать родительский вклад людей и быть одним из мотиваторов для женщин, рождающих и усыновляющих детей); аналогичным образом она может быть и мотиваторов для мужчин находиться как можно дольше в браке с одной женщиной;

— блокировка утечки кадров за рубеж (финансовая мотивация – пенсионная защита специалистов в старости: учет в пенсионных выплатах не только стажа и профиля работы, но также уровня образования, ученой степени, наличия изобретений и т.п.);

— закладка мотиваций у работников служить и работать честно, без воровства, а также служить в силовых структурах, а также работать в тех или иных жизненно важных для государства сферах (на госслужбе, в школах, в северных и восточных регионах и т.п.);

— стимулирование владельцев бизнеса выдавать зарплату работникам в белую и платить все налоги,

— стимулирование спроса через безналичное поступление средств на счета пенсионеров.

Помимо этого, пенсионная реформа должна предполагать:

— сокращение расходной части вплоть до упразднения (в течение 5-7 лет) нынешних государственных пенсионных фондов и их раздутых аппаратов как рудимента с заменой этой системы вороватых посредников системой прямых выплат государства пенсионерам или детей родителям);

— соответствующее сокращение вплоть до упразднения налога в пенсионные фонды и, таким образом, снятие драконовского налога с бизнеса плюс ликвидация серых и черных зарплатных схем;

— стимулирование системы негосударственных добровольных накоплений, в первую очередь, через банковские счета (как, к примеру, в Сингапуре);

— разделение пенсионных выплат на две составляющие: постоянную и переменную (бонусную).

То есть, так называемые пенсии могут и должны стать одним из важнейших инструментов управления демографическим ресурсом (а заодно — одним из драйверов экономического развития).

Таким образом, пенсионная система России в настоящий момент состоит из трех основных уровней: обязательное пенсионное страхование; государственное пенсионное обеспечение; негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение. Современная национальная пенсионная система России характеризуется совокупностью правовых, экономических и организационных институтов и норм, объединенных общей целью – предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://schetuchet.ru/struktura-pensionnoj-sistemy-rf/

Пенсионная система россии на современном этапе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here