Виды экологических платежей налогов и сборов

Главное в статье на тему: "Виды экологических платежей налогов и сборов" с профессиональной точки зрения. Если при чтении возникли вопросы или нужно уточнить нюансы, актуальные для 2020 года, то обращайтесь к дежурному специалисту.

В России планируется ввести экологический налог

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить новой главой, регламентирующей взимание данного налога.

Согласно проекту, налогоплательщиками экологического налога будут являться организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Объект налогообложения — негативное воздействие на окружающую среду в результате:

— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень;

— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень;

— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Не является объектом налогообложения:

— негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней;

— размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

— накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.

Налоговые ставки устанавливаются по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Сумму налога необходимо будет определять самостоятельно по результатам налогового периода (календарного года) по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие.

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи.

Экологический налог заменит собой поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В пояснительной записке к проекту сообщается, что анализ поступлений от данного неналогового платежа свидетельствует о низкой его эффективности, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов.

Указывается, что введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/54714.html/

4.3.2. Экологические налоги, платежи и сборы

Существует целый ряд различного рода налогов, платежей и сборов, цель которых повлиять на поведение предприятий, компаний и физических лиц с тем, чтобы снизить наносимый ими экологический ущерб. Различаются прямые и косвенные экологические платежи/налоги. Платежи за выбросы являются инструментом прямого действия, которые дают сигнал предприятию-загрязнителю что для него лучше снижать выбросы, чем выплачивать платежи.

Платежи за неэкологичную продукцию, то есть такую продукцию, которая приводит к увеличению загрязнения в процессе ее производства или потребления, представляют собой косвенный экологический инструмент, поскольку они служат стимулом для снижения потребления этой продукции и, тем самым, опосредованно уменьшают уровень загрязнения.

В принципе, платеж за загрязнение является наиболее эффективным экологическим инструментом. Однако в случаях значительных затрат на осуществление мониторинга и административных издержек по применению платы за загрязнение, «продуктовые» платежи становятся более предпочтительной альтернативой. Этот вопрос более подробно рассмотрен в следующем подмодуле. В данном подмодуле рассматриваются основные аспекты функционирования системы платежей за выбросы.

Принципы установления платежей за выбросы

Платежи за загрязнение (или налог на выбросы) являются платежами, установленными за единицу выбросов, например за тонну двуокиси серы, выбрасываемую в месяц. Загрязнитель может осуществлять выбросы, но обязан платить за загрязнение. Если для предприятия оказывается весьма дорого платить за выбросы SO2, то оно будет вынуждено предпринимать меры для снижения таких выбросов. Степень, до которой предприятию выгодно сокращать загрязнение, определяется затратами на снижение выбросов с одной стороны и уровнем платежей за выбросы с другой стороны.

Затраты на сокращение выбросов (как мы уже обсуждали выше) лучше всего могут быть проиллюстрированы с помощью предельных издержек на проведение природоохранных мероприятий (ППИ), где ППИ представляют собой затраты на сокращение выбросов одной дополнительной единицы (тонны) загрязняющего вещества. Пока ППИ ниже, чем уровень платежа за загрязнение, компании выгодно выполнять мероприятия по снижению выбросов. Если же затраты по снижению выбросов превышают уровень платежа за загрязнение, то предприятие предпочтет платить за выбросы. Такие рассуждения проиллюстрированы на рис.D.1, где ситуация рассмотрена для двух различных уровней платежей за загрязнение. При уровне платежей t1, предприятие будет сокращать выбросы до уровня e1 и вносить платежи, равные t1*e1 (площадь прямоугольника 0-t1-a-e1). Природоохранные издержки (ПИ) будут равны площади треугольника e1-e0-a. Если же налог (плата) на загрязнение будет установлен на уровне t2, то загрязнитель предположительно снизит уровень выбросов до е2. Плата за загрязнение равна площади прямоугольника (0-t2-b-e2), а природоохранные издержки составляют площадь фигуры (e2-b-e0).

Уровень платежей за загрязнение

Платежи за загрязнение влияют на состояние окружающей среды, регулируя уровень выбросов. Возникает вопрос: на каком уровне нужно устанавливать платежи за выбросы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать выгоду от снижения уровня выбросов. Оптимальный уровень загрязнения – это тот, при котором величина ППИ равна величине предельного ущерба от выбросов, как это показано в подмодуле 2.1. Для достижения уровня оптимального загрязнения плата за загрязнение должна быть равна этой величине. Это положение проиллюстрировано на рис.D.2. Площадь (a+b+c) соответствует общему объему платежей за загрязнение, который выплачивает предприятие. Зона d равна величине издержек на проведение природоохранных мероприятий, и зона (d+e) представляет сумму величин сокращаемого экологического ущерба и необходимых для этого издержек, то есть характеризует стоимость улучшения экологического состояния. Уровень выбросов e* определяет точку, где минимизируется сумма (d+с), то есть становится минимальной общая величина природоохранных издержек предприятия и экологического ущерба обществу. В этой точке находится баланс интересов экономики и экологии.

Почему речь идет именно о минимизации величины (d+с), и в расчет не включается величина платы за загрязнение (а+b+c)? Выплата платежей за загрязнение представляет собой затраты предприятия, но для общества в целом – это просто перевод денег от предприятия к организации-сборщику платежей (например, экологическому фонду).

На практике типичной является ситуация, когда невозможно определить точно уровень оптимального загрязнения, и платежи за загрязнение устанавливаются на уровне желаемого улучшения экологического состояния, принимая во внимание уровень природоохранных затрат. Приближение величины платы за загрязнение к оптимальному уровню достигается итеративным путем.

Общий объем платы за загрязнение в идеале превышает остаточный экологический ущерб. Обратимся вновь к рис. D.2, на котором видно, что величина платы за выбросы (a+b+c) превышает величину остаточного ущерба (с). Можно трактовать это как выход за границы принципа «загрязнитель платит», т.е. как избыточные издержки загрязнителя. Одно из решений в этой ситуации – введение двухуровневого платежа, при котором низкий уровень платы (или вообще освобождение от нее) применяется до определенного порога выбросов, а при превышении этого порога взимается полный уровень платежей, см. рис.D.2. Если платежи за загрязнение взимаются лишь при превышении уровня выбросов e1, общий объем платежей соответствует только площади b+c. Стимулы для снижения выбросов до оптимального уровня е* останутся теми же, но общие затраты предприятия сократятся. Существовавшая в Узбекистане система платежей за загрязнение окружающей среды близка к данному подходу.

Читайте так же:  Работающий пенсионер мвд перерасчет пенсии

Источник: http://studfile.net/preview/6008240/page:9/

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Виды экологических сборов и их учет в расходах

Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.15 N 1886-р.

Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 года (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.14 N 458-ФЗ). Но на 2015 год Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 год экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 года). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 года.

Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (письмо от 13.04.15 N 03-02-07/1/20823).

Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом — Законом N 89-ФЗ.

Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (письма Минфина России от 29.08.14 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.14 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.14 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов

В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и письмо Минфина России от 20.01.09 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ).

Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (письма от 01.12.05 N 03-03-04/403 и от 03.12.04 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 августа 2016 г. N 03-03-06/1/47690 О налоговом учете платы за негативное воздействие на окружающую среду

24 августа 2016 года

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производств и потребления.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса установлено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).

В то же время при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые с превышением нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение (пункт 4 статьи 270 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 Кодекса.

Необходимо отметить, что пунктом 2 статьи 272 Кодекса не определена дата осуществления материальных расходов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Федерального закона плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года) в порядке, установленном статьей 16.3 Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

При этом лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Следовательно, обязательство по уплате указанной платы и соответствующих квартальных авансовых платежей возникает у налогоплательщика по факту деятельности за определенные периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал, календарный год). При этом обязанность по уплате квартальных авансовых платежей возникает в силу Федерального закона и не ставится в зависимость от представления в уполномоченный орган соответствующего расчета (декларации) по итогам таких периодов.

Таким образом, по мнению Департамента, материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся.

Читайте так же:  Льготная пенсия для многодетных матерей в россии

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Источник: http://www.asmap.ru/detail/vidy-ekologicheskikh-sborov-i-ikh-uchet-v-raskhodakh

Как поправится Налоговый кодекс

Масштабные законодательные инициативы, которые предполагают неналоговые платежи закрепить в виде отдельных глав в НК РФ.

Рассматриваемый нами законопроект имеет благие цели – установить единообразие применения неналоговых платежей и их эффективного администрирования. При этом законотворцы ссылаются на международный опыт в соответствующих сферах деятельности. В ряде стран платежи за загрязнение окружающей среды взимаются в виде налогового платежа.

Отметим, что на сайте https://regulation.gov.ru/projects#npa=84496 можно ставить лайки и дизлайки данному проекту, а также на каждом из этапов вносить свои предложения. На момент написания статьи дизлаков на данный законопроект в 137 раз больше, чем людей, одобряющих его.

Проанализируем новые планируемые главы. По замыслу Минфина РФ «обросший» пятью новыми главами Налоговый кодекс РФ будет действовать в 2021 году (ранее был запланирован срок – 2020 год).

Раздел про федеральные налоги пополнят четырьмя главами:

  • глава 25.5 -«Экологический налог»;
  • глава 25.6- «Утилизационный сбор»;
  • глава 25.7 — «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения»;
  • глава 25.8 — «Налог на операторов сети связи общего пользования».

Раздел о местных налогах пополнят главой 33.1 — «Гостиничный сбор».

Глава 25.5 «Экологический налог»

Экологический налог представляет собой замену платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Плательщики экологического сбора

Плательщиками экологического налога признаются компании и ИП, которые оказывают в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности негативное воздействие на окружающую среду.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, плательщиками признаются компании и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Плательщики экологического налога должны встать на учет в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Администрированием налога займутся налоговики, сейчас эти функции выполняет Росприроднадзор.

Местом нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) находится такой объект.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются следующие виды негативного воздействия на окружающую среду в отношении которых установлены налоговые ставки:

  • выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения окружающей среды загрязняющих веществ;
  • сбросы в водные объекты в составе сточных вод загрязняющих веществ;
  • размещение отходов каждого класса опасности, который определяется в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами.

Налоговая база и ставки

Налоговая база определяется плательщиком самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля, отдельно по каждому объекту налогообложения, для каждого стационарного источника загрязнения окружающей среды, оказывавшего негативное воздействие на окружающую среду в налоговом периоде, в отношении каждого загрязняющего вещества, отходов каждого класса опасности.

Налоговая база при выбросах загрязняющих веществ определяется как масса таких выбросов в атмосферный воздух от стационарного источника загрязнения окружающей среды отдельно в пределах нормативов допустимых выбросов, технологических нормативов, временно разрешенных выбросов, а также отдельно при их превышении (включая аварийные).

Налоговая база при размещении отходов каждого класса опасности (за исключением твердых коммунальных отходов) определяется как масса размещенных отходов отдельно в пределах лимитов на размещение отходов и при их превышении.

Налоговая база при размещении твердых коммунальных отходов каждого класса опасности определяется как разница между общей массой размещенных твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов, и массой твердых коммунальных отходов, которые были утилизированы в текущем налоговом периоде.

В случае отсутствия в текущем налоговом периоде у плательщика расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, технологических нормативов, комплексных экологических разрешений, иных разрешений, налоговая база определяется по факту загрязнений.

Налоговые ставки установлены будущей ст. 333 61 НК РФ. С 2021 года налоговые ставки умножаются на коэффициент Кинд, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ.

Налоговые вычеты

Плательщики вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов, лимитов на фактически произведенные в этом налоговом периоде и оплаченные расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в пределах исчисленной суммы налога (налоговые вычеты).

В налоговые вычеты включаются расходы, связанные с реализацией следующих мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду:

  • внедрение наилучших доступных технологий;
  • проектирование, строительство, реконструкция систем оборотного и бессточного водоснабжения и т.п.;
  • установка оборудования по улучшению режимов сжигания топлива и т.п.

Налоговый период и отчетность

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

По итогам каждого отчетного периода плательщики, за исключением налогоплательщиков, применяющих систему ЕСХН, УСН, ЕНВД, патентную систему налогообложения, самостоятельно исчисляют авансовые платежи.

Авансовые платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Доплата по итогам года вносится не позднее 25-го марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Глава 25.6 «Утилизационный сбор»

Утилизационный сбор представляет собой симбиоз утилизационный и экологический сборы.

Плательщики утилизационного сбора

Плательщиками утилизационного сбора признаются компании и ИП, которые:

  • осуществляют производство и (или) ввоз на территорию РФ товаров и (или) упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
  • осуществляют производство, изготовление колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, самоходных машин и (или) прицепов к ним на территории РФ и (или) их ввоз на территорию РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих сбор в отношении таких транспортных средств.

Объект налогообложения

Объектами обложения сбором признаются:

  • товары и (или) упаковка товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включаемые в группы в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ, и реализованные на территории РФ;
  • упаковка товаров для товаров в упаковке, используемых в качестве сырья, комплектующих изделий или полуфабрикатов в производстве других товаров, включаемая в группы в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ, и реализованная на территории РФ;
  • транспортные средства, ввозимые на территорию РФ или произведенные, изготовленные в РФ, в соответствии с установленным перечнем.
Читайте так же:  После уплаты налогов сумма дохода составила

Налоговая база и ставки

Ставки сбора в отношении товаров и (или) упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливаются по каждой группе товаров и (или) упаковки товаров в размерах, приведенных в п.1 ст.333 69 НК РФ.

Ставка сбора в отношении произведенных или ввезенных самоходных машин и (или) прицепов к ним устанавливается в размере 172,500 тыс. рублей за единицу самоходной машины и (или) прицепа к ней. Указанная ставка применяется с коэффициентом расчета сбора Крс (п.2 ст.333 69 НК РФ).

Для каждой категории транспортных средств устанавливается своя ставка сбора.

Сумма сбора исчисляется плательщиком сбора самостоятельно отдельно по каждому объекту обложения сбором с учетом особенностей, установленных гл.25.6 НК РФ.

Так, исчисление суммы сбора в отношении товаров и (или) упаковки товаров производится за календарный год. Рассчитать налог несложно.

Статьей 333 71 НК РФ предусмотрены особенности исчисления сбора в отношении товаров и (или) упаковки товаров, а ст.333 72 НК РФ – в отношении транспортных средств.

Налоговые вычеты

Плательщики могут воспользоваться вычетом. Правда, размер вычета за год ограничен нормативом утилизации.

Налоговый период и отчетность

Видео (кликните для воспроизведения).

Плательщики сбора (в отношении товаров и (или) упаковки товаров) уплачивают его по месту своего учета до 15 апреля года, следующего за годом исчисления сбора, одновременно с представлением расчета сбора. То есть сбор уплачивается раз в год.

Уплата сбора производителями транспортных средств осуществляется по месту своего учета до 15 числа месяца, следующего за месяцем производства транспортного средства, одновременно с представлением расчета сбора.

А при ввозе транспортных средств на территорию РФ уплата сбора производится до окончания таможенного оформления транспортных средств.

ГК «РосКо — Консалтинг и аудит» образована в 2004 году. Являемся членом Московской ТПП, Палаты Налоговых консультантов, СРО «Российский союз аудиторов» и НП «Партнерство РОО».

Источник: http://www.klerk.ru/blogs/rosco/486769/

Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет

Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.

Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992).

Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто платит экологический налог

Плательщиками признаются все те лица, которые в ходе своей деятельности оказывают неблагоприятное воздействие на окружающий мир. К числу лиц, для которых устанавливается данная плата, можно отнести как юридических, так и физлиц с образованием ИП (исключение – лица, занимающиеся бизнесом на объектах 4 категории, оказывающие минимальное отрицательное влияние). Категория объекту присваивается при постановке его на учет в качестве источника вредного воздействия.

Обязанность по уплате возникает абсолютно у всех лиц, связанных с природопользованием и оказывающих на природу влияние негативного характера. Не важно, на каком налоговом режиме работает предприятие.

Под негативным воздействием, при наличии которого требуется уплата сбора, понимается:

  • Вредные выбросы в воздух;
  • Загрязняющие сбросы в воду;
  • Размещение производственных отходов, если они оказывают вредное влияние.

Функции по сбору и контролю платежей ложатся на Росприроднадзор, ранее этим занимался Ростехнадзор.

Плательщик «экологического налога» должен поставить на учет объект, влияние которого пагубно сказывается на окружающей среде.

Что является объектом обложения экологической платой

Платить нужно за объекты стационарного характера, отрицательно влияющие на окружающую природу.

В числе стационарных объектов – предприятия, расположенные на земле и неразрывно с ней связанные, совершающие выбросы в воздух и сбросы в воду. Также сюда включаются сооружения, предназначенные для складирования, захоронения производственных и потребительских отходов, различного рода хранилища. Если такие объекты размещения отходов не оказывают отрицательного воздействия на природные объекты, то экологическая плата с них не совершается. При этом должны быть в наличии результаты мониторинга окружающей среды, свидетельствующие о влиянии указанных сооружений на ее состояние.

Предприятия должны выполнять платеж за вредное воздействие отдельно по каждому стационарному объекту по месту его территориального расположения.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сроки перечисления экологического платежа

Руководствоваться при уплате экологического сбора нужно Письмом Росприроднадзора от 11.04.16 г. №AC-06-01-36/6155/.

Согласно указанному Письму, отчетным периодом признается год. Сроки и механизм уплаты зависит от типа плательщика:

  1. малые и средние предприятия совершают платеж 1 раз в год по окончанию данного периода до 1 марта;
  2. прочие предприятия обязаны совершать квартальные авансовые платежи величиной одна четвертая от аналогичного платежа за прошедший год до 20 числа следующего месяца. По итогам года доплачивается недостающая сумма сбора.

Указанные правила действуют с 1 янв. 2016г.

За 2016г. нужно уплатить экологический сбор до 1 марта 2017 г. Предприятия, за исключение малых и средних, в течение 2016г. должны совершить 3 платежа равными частями в размере ¼ от суммарного фактического платежа за 2015 г. При этом в данную сумму не нужно включать суммы, уплаченные в 2015 г. в счет покрытия долга за предшествующие годы.

Если предприятие создано в 2016 г., то авансовые платежи не совершаются, до 1 марта 2017 г. таким компаниям нужно будет совершить платеж в полном объеме за прошедший год.

Платить нужно по месту расположения стационарного источника вредного воздействия.

Пример расчета платежа в 2016 г.

Компания размещает твердые бытовые отходы. За 2015 год была перечислена сумма сбора за вредное воздействие в размере 2000 руб. (без учета доначислений за прошлые годы).

В 2016 г. нужно совершить следующие платежи:

  • 500 руб. – до 21 марта;
  • 500 руб. – до 20 июля;
  • 500 руб. – до 20 октября;
  • Исчисленная за год сумма платежа минус уплаченные авансы (1500 руб.) – до 1 марта 2017г.
Читайте так же:  Закон налог на роскошь автомобили

Особенности расчета сбора за НВСО

Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.

Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.

Базой выступает одна из следующих величин:

  • Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
  • Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.

Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.

Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.

Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.

Пункты 5 и 6 ст.16.3 определяет коэффициенты, которые нужно учитывать при исчислении платежа. Данные коэффициенты направлены на стимулирование плательщиков по снижению вредного воздействия.

Правительством РФ установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и отходы. Данные нормативы были утверждены Постановлением №344 от 12.06.2003. В приложение к постановлению включены коэффициенты, которые учитывают различные экологические факторы региона, состояния воздуха, воды в месте расположения объекта.

Так как нормативы были установлены еще в 2003 г., то при расчете платы за НВОС нужно учитывать дополнительный коэффициент. В 2016 г. его величина равна 2,56, в 2017 г. – 2,67. В 2005 г. в 344 постановление были внесены корректировки Постановлением №410.

Узнать свой норматив негативного воздействия можно через Росприроднадзор. Для этого следует сообщить о виде своей деятельности и изготавливаемой продукции. На основании таких данных Росприроднадзор определит ориентировочные нормативы для плательщика, исходя из которых, и нужно проводить расчет «экологического сбора».

При исчислении базы учитываются следующие величины загрязнений:

  • Допустимые нормативы;
  • Временно разрешенные нормативы;
  • Лимиты и их превышение.

В зависимости от величины фактических загрязнений считается сбор путем умножения выбросов (сбросов) на соответствующую ставку, установленную для нормативных, лимитных и сверхлимитных загрязнений, после чего проводится суммирование полученных показателей. При расчете нужно учитывать все положенные коэффициенты (из п.3, 6 ст.16.3 Закона №7-ФЗ, из п.2 и приложения 2 к Постановлению 344, из Постановления 410).

От суммы платежа отнимаются расходы на осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию и снижение отрицательного влияния на природу. Данные затраты должны подтверждаться документально.

КБК для уплаты сбора в 2016 г

При заполнении платежной документации на совершение экологического платежа необходимо использовать следующие КБК:

Тип платежа КБК
Вредные выбросы в атмосферу, совершенные стационарными объектами 04811201010016000120

Загрязняющие сбросы в воду 04811201030016000120 Размещение отходов 04811201040016000120

В каждой отдельной платежке указывают только один КБК. Реквизиты для перечисления можно найти на официальном сайте Росприроднадзора.

Отчетность по «экологическому сбору»

Авансовые платежи, уплачиваемые в течение года по окончании каждых трех месяцев, рассчитываются как ¼ от прошлогоднего экологического платежа. При этом дополнительно заполнять расчет авансовых сумм не нужно, данные формы не разработаны и не утверждены на 2016г. Отчитаться перед Росприроднадзором нужно будет только по окончании 2016 г.

За 2016г. нужно сдать декларацию о плате за НВСО в срок до 10.03.2017 в отделение Росприроднадзора по месту расположения объекта негативного влияния на окружающую природу. В декларации будет показываться платежная база и расчет платежа за год с учетом всех коэффициентов и ставок. Форма декларации еще не утверждена.

Ответственность за неуплату экологического налога

С начала января в отношении плательщиков может быть применена ответственность в виде пени за просрочку – 1/300 ставки рефинансирования. Данная величина начисляется за каждый день неуплаты. Ставка берется на момент уплаты пеней и ограничивается максимальной величиной в 0,2% за каждый день.

Начислять пени нужно со 2 марта следующего года, так как 1 марта истекает срок уплаты «экологического сбора», а со следующего дня наступает ответственность для плательщика.

Помимо начисления пеней, неплательщику грозит также ответственность административного типа в форме штрафа в границах от 3-ех до 6-ти тыс.руб. для должностных лиц и от 50-ти до 100 тыс. для юридических лиц.

Источник: http://online-buhuchet.ru/ekologicheskij-nalog-organizacii/

Экологический налог

Экологический налог представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности. Налог предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве: стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов и т. п. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию – используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования, предполагающего минимальное загрязнение окружающей среды. Экологический налог – это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты. Его доля в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2014 год составила 0,5 %.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога изложен в главе 19 НК РБ. Плательщиками экологического налога признаютсяорганизации и индивидуальные предприниматели.

Не являются плательщиками экологического налога бюджетные организации; плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог; крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения

экологическим налогом признаются:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сброс сточных вод;

3) хранение, захоронение отходов производства;

4) ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками (то есть от всех видов транспортных средств, в том числе от отопительного оборудования, установленного на них);

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при суммарных объемах выбросов загрязняющих веществ менее 3 тонн в год;

— сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

— захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;

— транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь.

Читайте так же:  Заявление о списании задолженности по алиментам

Следует отметить, что экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух облагаются только те загрязняющие вещества, которые перечислены в приложении 6 к НК РБ.

Налоговая база

экологического налога определяется как фактические объемы:

— выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— сбросов сточных вод;

— отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

— озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Налоговая база определяется плательщиками по каждому объекту налогообложения на основе данных первичного учета.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 – 8 к НК. Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 76930 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6 – 8 к НК, применяются следующие коэффициенты:

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27;

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9.

Льготы по налогу установлены в виде понижения ставок налога (понижающие коэффициенты приведены выше), уменьшения исчисленной суммы налога и освобождения от уплаты налога. Например: освобождаются от уплаты крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3-х лет с момента регистрации. Уменьшение исчисленной суммы налога предусмотрено для плательщиков, направляющих капитальные вложения на строительство, реконструкцию объектов размещения, обезвреживания, использования отходов производства и др. цели защиты окружающей среды. При этом право на уменьшение размера экологического налога возникает у субъекта хозяйствования, начиная с того налогового периода (квартала), в котором осуществлены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений, при условии соответствующего отражения на счетах бухгалтерского учета, но не более исчисленной суммы экологического налога. Сумма освоенных (оплаченных) капитальных вложений, не зачтенная в отчетном налоговом периоде, может учитываться в следующих налоговых периодах, в том числе и в следующем году.

Пример

. Организация в апреле 2015 года осуществляет реконструкцию газоочистных установок. В 1 квартале сумма произведенных капитальных вложений составляет 5 000 млн. рублей (оплата произведена во II квартале 2015 года). Сумма произведенных капитальных вложений за II квартал 2015 года составляет 60 000 млн. рублей (в том числе оплаченных – 50 000 млн. рублей). Исчисленная сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ составляет за II квартал 2015 года 45 000 млн. рублей.

Организация в 1 квартале 2015 года не вправе применить льготу, так как капитальные вложения не оплачены. Можно применить льготу во II квартале 2015 года на сумму 45 000 млн. рублей в пределах исчисленного налога. Льготу по оставшейся части капитальных вложений – 20 000 млн. руб. (65 000 – 45 000) – можно применить после того, как произойдет оплата капитальных вложений и в пределах сумм начисленного налога.

Налоговым периодом

экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, установленной МНС РБ.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.

Налоговые декларации за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в налоговые органы не представляются.

Уплата экологического налога, за исключением налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм налога за захоронение отходов производства.

Следует отметить, что нормами НК РБ плательщикам экологического налога предоставлено право применять упрощенный порядок уплаты экологического налога, согласно которому сумма экологического налога может исчисляться ими исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок налога. При этом плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в данном порядке, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) в два этапа:

1) не позднее 20 апреля текущего календарного года исходя из установленных годовых объемов. Уплата экологического налога производится по выбору плательщика: один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

2) не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производится доплата экологического налога. Излишне уплаченные суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК РБ.

Суммы экологического налога включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/17_51622_ekologicheskiy-nalog.html

Виды экологических платежей налогов и сборов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here